Мы помогаем заряжать ваши электромобили

Как электромобили превращаются из нишевого продукта в разрушителя традиционного автомобилестроения

Промышленный масштаб производства электромобилей меняет правила игры на рынке транспорта

Автор: Simon Flowers

По материалам: woodmac.com

13 Января 2022 года

Продажи электромобилей резко увеличились в 2021 году, превзойдя все ожидания аналитиков. Является ли это долгожданным признаком ускорения революции в перевозках? Я спросил Рама Чандрасекарана, Главного аналитика Отдела автомобильных перевозок (Wood Mackenzie) о его мыслях по этому поводу.

Что произошло в 2021 году?

Продажи электромобилей составили 6,5 миллиона единиц, что более чем вдвое больше, чем в предыдущем году, и значительно выше нашего прогноза  — чуть менее 5 миллионов ед. Доля электромобилей в 9% в  мировых продажах легковых транспортных средств в 2021 году — это первый серьезный вызов 100-летнему доминированию автомобилей с ДВС. На Китай и Европу приходилось 84% продаж электромобилей с большим количеством субсидий, в то время как глобальная нехватка кремниевых чипов, которая привела к сокращению поставок автомобилей ДВС, повлияла на продажи электромобилей гораздо меньше.

“Китаю удалось добавить недорогие модели, которые привлекли молодых, начинающих покупателей”.

Кто покупает электромобили?

По-разному. В Европе и Северной Америке это, в основном, нишевые потребительские сегменты – “богатые новаторы” или «ранние приверженцы технологий». Китаю удалось добавить недорогие модели, которые привлекли молодых покупателей. Мы все еще находимся на очень ранних стадиях развития рынка, и на долю электромобилей приходится всего лишь 1,3% мирового рынка транспортных средств.

Какие из них являются ведущими автопроизводителями?

Крупнейшим продавцом в 2021 году стала Tesla с почти 1 миллионом автомобилей, это каждый шестой проданный по всему миру электромобиль. GM Group заняла второе место, а ее популярная мини-модель Wuling стала крупнейшим бестселлером в Китае; VW занял третье место, возглавляемое хэтчбеком ID3; и BYD, китайский производитель автомобилей и аккумуляторов, поддерживаемый Уорреном Баффетом, пока стал четвертым.

Тем не менее, вся отрасль готовится к большому переходу на электромобили. Крупнейшие игроки готовят глобальное предложение продуктов для различных рынков и различных сегментов. Мы считаем, что на данный момент наиболее подходящими для массового развертывания являются VW, Hyundai Kia, Ford (с тремя флагманами, Mustang, Transit и F150, которые будут доступны в электрическом исполнении к концу 2022 года) и GM (Chevy Equinox).

Крупнейшие игроки готовят глобальное предложение продуктов для различных рынков и различных сегментов.

Когда электромобили станут конкурентоспособными?

Они уже находятся в некоторых нишах и в ближайшие три-четыре года распространятся на множество других сегментов. Обобщенное сравнение затрат на автомобили не является простым. Наше моделирование предполагает, что электромобили превосходят автомобили с ДВС по стоимости жизни в течение 10 лет, в зависимости от того, как будут развиваться будущие цены на бензин/дизль. Но цена покупки электромобиля пока обычно выше, и это отпугивает многих клиентов.

Грядущий этап изменения правил игры и доступности электромобилей — это неизбежная индустриализация производства электромобилей. Колоссальные инвестиции, осуществляемые традиционными автопроизводителями, приведут к значительному увеличению объемов производства в течение следующих нескольких лет и значительному снижению себестоимости единицы продукции, что позволит сократить разрыв в ценах.

Батарея составляет около одной трети от общей стоимости электромобиля. Стоимость батареи уже снизилась на порядок и со временем должна продолжать снижаться. Однако резкий рост цен на литий может означать, что 2022 год станет первым годом за десятилетие, когда стоимость батарей не упадет – конкурентоспособность электромобилей остается заложницей рынков сырья для литий-ионных аккумуляторов.

Более широкие инициативы правительства, региона и городской политики также расширяются для поддержки электромобилей.

Достаточно ли политической поддержки?

Субсидии, безусловно, имеют большое значение и будут по-прежнему необходимы до тех пор, пока  цены на электромобили не снизятся. Продажи в Китае удвоились в прошлом году после того, как были восстановлены субсидии, которые закончились в 2019 году; теперь они являются частью зеленого стимулирования Китая. Европейские субсидии (до 9 000 евро/EV в Германии, Франции и Великобритании) экономят от 20% до 25% на хэтчбеке VW ID3, что делает его конкурентоспособным по цене с аналогом ДВС. Еще одним стимулом для электромобилей могут стать предложения ЕС «Fit for 55«, которые направлены на ужесточение и без того жестких стандартов выбросов для легковых автомобилей.

США отстают в стимулировании, но электромобили получат большой толчок, если будут достигнуты предложенные администрацией Байдена новые цели по экономии топлива. Они включают в себя дополнительные целевые показатели экономии топлива на 8% в год для новых автомобилей малой грузоподъемности.

Более широкие инициативы правительства, штата и городской политики также расширяются для поддержки электромобилей. Страны, на долю которых приходится более 50% мировых продаж автомобилей, выразили намерение постепенно отказаться от продаж ДВС. Многие города и поселки уже ограничили доступ транспортных средств с высоким уровнем загрязнения и такие зоны неизбежно расширятся, чтобы охватить все транспортные средства, выделяющие выбросы. Электромобили также будут играть центральную роль в определяемых на национальном уровне взносах (NDC), которые должны быть представлены до КС27 в ноябре 2022, особенно в Европе и США, где выбросы от транспорта составляют около 30%, что вдвое превышает среднемировой показатель.

График – Изменение количества и долей автомобилей с ДВС, электро-, гибридных и др. до 2050г.

Итак, каковы перспективы для электромобилей?

Очень оптимистичные – мы находимся в начале транспортной революции. Благоприятные изменения в политике, возросшая приверженность автопроизводителей долгосрочным инвестициям и изменение настроений потребителей привели к тому, что мы увеличили наш прогноз на 2050 год для электромобилей в базовом варианте на ноябрь 2021 года на целых 20%, до 950 миллионов.

Мы ожидаем, что продажи электромобилей удвоятся к 2025 году и снова удвоятся, чтобы достичь 30 миллионов по всему миру к 2030 году. Ежегодные продажи электромобилей затмят автомобили ДВС к 2029 году в Китае, к 2030 году в Европе, а затем в Северной Америке в конце десятилетия. Тем не менее, к 2030 году электромобили по – прежнему будут составлять лишь около 11% мирового автомобильного парка — типичный 10-летний оборот автомобильного парка с ДВС представляет собой сильное сопротивление для гегемонии электротранспорта к 2030г.

Даже при снижении продаж автомобилей ДВС быстрый рост электромобилей, который мы прогнозируем, далеко не настолько быстр, чтобы достичь целей Парижского соглашения. Чтобы вывести мир на путь снижения температур на Земле на 1,5 °C, продажи должны расти вдвое быстрее, чтобы к 2030 году достичь 70 миллионов ед. в год, что приведет к глобальному количеству электромобилей в 1,5 миллиарда ед. к 2050 году (83% рынка транспорта).

Это произойдет только в том случае, если политика будет достаточно агрессивной на трех крупнейших рынках, автопроизводители будут осуществлять производство в промышленных масштабах, а потребитель сможет убедиться в ценных преимуществах электромобиля для своей личной мобильности.

 

 

Telegram
WhatsApp
VK
OK